Научпоп 🧠

Антуанетта

Воспитатель-онлайн
Команда форума
Регистрация
15 Янв 2022
Сообщения
35,102
Реакции
28,996

Антуанетта

Воспитатель-онлайн
Команда форума
Регистрация
15 Янв 2022
Сообщения
35,102
Реакции
28,996
 

Антуанетта

Воспитатель-онлайн
Команда форума
Регистрация
15 Янв 2022
Сообщения
35,102
Реакции
28,996
Осторожно, содержит сцены употребления алкоголя‼️

 

Антуанетта

Воспитатель-онлайн
Команда форума
Регистрация
15 Янв 2022
Сообщения
35,102
Реакции
28,996

"Потеря стыда – первый признак слабоумия". И.Г.Минералова и Е.Ю.Спицын "Литературная гостиная"

 

LEO77

Посетитель
Регистрация
8 Дек 2021
Сообщения
1,617
Реакции
1,342
Семья
Дочь-Сальвадор, муж - Yury
Бросил
0
А есть ли среди ребят синестетики?
Какого цвета понедельник?
Чем пахнет зонтик?
 

Мишаня

Посетитель
Регистрация
18 Янв 2022
Сообщения
13,124
Реакции
9,923
Статус
Делюсь опытом
Причина
Наркотики
Бросил
16.01.2022

Антуанетта

Воспитатель-онлайн
Команда форума
Регистрация
15 Янв 2022
Сообщения
35,102
Реакции
28,996

Антуанетта

Воспитатель-онлайн
Команда форума
Регистрация
15 Янв 2022
Сообщения
35,102
Реакции
28,996
 

Антуанетта

Воспитатель-онлайн
Команда форума
Регистрация
15 Янв 2022
Сообщения
35,102
Реакции
28,996
Для тех, кто забыл 📌

Окно Овертона.

Джозеф П. Овертон (1960—2003), старший вице-президент центра общественой политики Mackinac Center. Погиб в авиакатастрофе. Сформулировал модель изменения представления проблемы в общественном мнении, посмертно названную Окном Овертона.
***

Джозеф Овертон описал, как совершенно чуждые обществу идеи были подняты из помойного бака общественного презрения, отмыты и, в конце концов, законодательно закреплены.

Согласно Окну возможностей Овертона, для каждой идеи или проблемы в обществе существует т.н. окно возможностей. В пределах этого окна идею могут или не могут широко обсуждать, открыто поддерживать, пропагандировать, пытаться закрепить законодательно. Окно двигают, меняя тем самым веер возможностей, от стадии «немыслимое», то есть совершенно чуждое общественной морали, полностью отвергаемое до стадии «актуальная политика», то есть уже широко обсуждённое, принятое массовым сознанием и закреплённое в законах.

Это не промывание мозгов как таковое, а технологии более тонкие. Эффективными их делает последовательное, системное применение и незаметность для общества-жертвы самого факта воздействия.

Ниже я на примере разберу, как шаг за шагом общество начинает сперва обсуждать нечто неприемлемое, затем считать это уместным, а в конце концов смиряется с новым законом, закрепляющим и защищающим некогда немыслимое.

Возьмём для примера что-то совершенно невообразимое. Допустим, каннибализм, то есть идею легализовать право граждан на поедание друг друга. Достаточно жёсткий пример?

Но всем очевидно, что прямо сейчас нет возможности развернуть пропаганду каннибализма — общество встанет на дыбы. Такая ситуация означает, что проблема легализации каннибализма находится в нулевой стадии окна возможностей. Эта стадия, согласно теории Овертона, называется «Немыслимое». Смоделируем теперь, как это немыслимое будет реализовано, пройдя все стадии окна возможностей.

ТЕХНОЛОГИЯ

Обратите внимание! Он не концепцию предложил, не мысли свои сформулировал некоторым образом — он описал работающую технологию. То есть такую последовательность действий, исполнение которой неизменно приводит к желаемому результату. В качестве оружия для уничтожения человеческих сообществ такая технология может быть эффективнее термоядерного заряда.

КАК ЭТО СМЕЛО!

Тема каннибализма пока ещё отвратительна и совершенно не приемлема в обществе. Рассуждать на эту тему нежелательно ни в прессе, ни, тем более, в приличной компании. Пока это немыслимое, абсурдное, запретное явление. Соответственно, первое движение Окна Овертона — перевести тему каннибализма из области немыслимого в область радикального.

У нас ведь есть свобода слова.

Ну, так почему бы не поговорить о каннибализме?

Учёным вообще положено говорить обо всём подряд — для учёных нет запретных тем, им положено всё изучать. А раз такое дело, соберём этнологический симпозиум по теме «Экзотические обряды племён Полинезии». Обсудим на нём историю предмета, введём её в научный оборот и получим факт авторитетного высказывания о каннибализме.

Видите, о людоедстве, оказывается, можно предметно поговорить и как бы остаться в пределах научной респектабельности.

Окно Овертона уже двинулось. То есть уже обозначен пересмотр позиций. Тем самым обеспечен переход от непримиримо отрицательного отношения общества к отношению более позитивному.

Одновременно с околонаучной дискуссией непременно должно появиться какое-нибудь «Общество радикальных каннибалов». И пусть оно будет представлено лишь в интернете — радикальных каннибалов непременно заметят и процитируют во всех нужных СМИ.

Во-первых, это ещё один факт высказывания. А во-вторых, эпатирующие отморозки такого специального генезиса нужны для создания образа радикального пугала. Это будут «плохие каннибалы» в противовес другому пугалу — «фашистам, призывающим сжигать на кострах не таких, как они». Но о пугалах чуть ниже. Для начала достаточно публиковать рассказы о том, что думают про поедание человечины британские учёные и какие-нибудь радикальные отморозки иной природы.

Результат первого движения Окна Овертона: неприемлемая тема введена в оборот, табу десакрализовано, произошло разрушение однозначности проблемы — созданы «градации серого».

ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ?

Следующим шагом Окно движется дальше и переводит тему каннибализма из радикальной области в область возможного.

На этой стадии продолжаем цитировать «учёных». Ведь нельзя же отворачиваться от знания? Про каннибализм. Любой, кто откажется это обсуждать, должен быть заклеймён как ханжа и лицемер.

Осуждая ханжество, обязательно нужно придумать каннибализму элегантное название. Чтобы не смели всякие фашисты навешивать на инакомыслящих ярлыки со словом на букву «Ка».

Внимание! Создание эвфемизма — это очень важный момент. Для легализации немыслимой идеи необходимо подменить её подлинное название.

Нет больше каннибализма.

Теперь это называется, например, антропофагия. Но и этот термин совсем скоро заменят ещё раз, признав и это определение оскорбительным.

Цель выдумывания новых названий — увести суть проблемы от её обозначения, оторвать форму слова от его содержания, лишить своих идеологических противников языка. Каннибализм превращается в антропофагию, а затем в антропофилию, подобно тому, как преступник меняет фамилии и паспорта.

Параллельно с игрой в имена происходит создание опорного прецедента — исторического, мифологического, актуального или просто выдуманного, но главное — легитимированного. Он будет найден или придуман как «доказательство» того, что антропофилия может быть в принципе узаконена.

«Помните легенду о самоотверженной матери, напоившей своей кровью умирающих от жажды детей?»

«А истории античных богов, поедавших вообще всех подряд — у римлян это было в порядке вещей!»

«Ну, а у более близких нам христиан, тем более, с антропофилией всё в полном порядке! Они до сих пор ритуально пьют кровь и едят плоть своего бога. Вы же не обвиняете в чём-то христианскую церковь? Да кто вы такие, чёрт вас побери?»

Главная задача вакханалии этого этапа — хотя бы частично вывести поедание людей из-под уголовного преследования. Хоть раз, хоть в какой-то исторический момент.

ТАК И НАДО

После того как предоставлен легитимирующий прецендент, появляется возможность двигать Окно Овертона с территории возможного в область рационального.

Это третий этап. На нём завершается дробление единой проблемы.

«Желание есть людей генетически заложено, это в природе человека»
«Иногда съесть человека необходимо, существуют непреодолимые обстоятельства»
«Есть люди, желающие, чтобы их съели»
«Антропофилов спровоцировали!»
«Запретный плод всегда сладок»
«Свободный человек имеет право решать, что ему есть»
«Не скрывайте информацию и пусть каждый поймёт, кто он — антропофил или антропофоб»
«А есть ли в антропофилии вред? Неизбежность его не доказана».

В общественном сознании искусственно создаётся «поле боя» за проблему. На крайних флангах размещают пугала — специальным образом появившихся радикальных сторонников и радикальных противников людоедства.

Реальных противников — то есть нормальных людей, не желающих оставаться безразличными к проблеме растабиурования людоедства — стараются упаковать вместе с пугалами и записать в радикальные ненавистники. Роль этих пугал — активно создавать образ сумасшедших психопатов — агрессивные, фашиствующие ненавистники антропофилии, призывающие жечь заживо людоедов, жидов, коммунистов и негров. Присутствие в СМИ обеспечивают всем перечисленным, кроме реальных противников легализации.

При таком раскладе сами т.н. антропофилы остаются как бы посередине между пугалами, на «территории разума», откуда со всем пафосом «здравомыслия и человечности» осуждают «фашистов всех мастей».

«Учёные» и журналисты на этом этапе доказывают, что человечество на протяжении всей своей истории время от времени поедало друг друга, и это нормально. Теперь тему антропофилии можно переводить из области рационального, в категорию популярного. Окно Овертона движется дальше.

В ХОРОШЕМ СМЫСЛЕ

Для популяризации темы каннибализма необходимо поддержать её поп-контентом, сопрягая с историческими и мифологическими личностями, а по возможности и с современными медиаперсонами.

Антропофилия массово проникает в новости и токшоу. Людей едят в кино широкого проката, в текстах песен и видеоклипах.

Один из приёмов популяризации называется «Оглянитесь по сторонам!»

«Разве вы не знали, что один известный композитор — того?.. антропофил.»

«А один всем известный польский сценарист — всю жизнь был антропофилом, его даже преследовали.»

«А сколько их по психушкам сидело! Сколько миллионов выслали, лишили гражданства!.. Кстати, как вам новый клип Леди Гаги «Eat me, baby»?

На этом этапе разрабатываемую тему выводят в ТОП и она начинает автономно самовоспроизводиться в массмедиа, шоубизнесе и политике.

Другой эффективный приём: суть проблемы активно забалтывают на уровне операторов информации (журналистов, ведущих телепередач, общественников и тд), отсекая от дискуссии специалистов.

Затем, в момент, когда уже всем стало скучно и обсуждение проблемы зашло в тупик, приходит специальным образом подобранный профессионал и говорит: «Господа, на самом деле всё совсем не так. И дело не в том, а вот в этом. И делать надо то-то и то-то» — и даёт тем временем весьма определённое направление, тенденциозность которого задана движением «Окна».

Для оправдания сторонников легализации используют очеловечивание преступников через создание им положительного образа через не сопряжённые с преступлением характеристики.

«Это же творческие люди. Ну, съел жену и что?»

«Они искренне любят своих жертв. Ест, значит любит!»

«У антропофилов повышенный IQ и в остальном они придерживаются строгой морали»

«Антропофилы сами жертвы, их жизнь заставила»

«Их так воспитали» и т.д.

Такого рода выкрутасы — соль популярных ток-шоу.

«Мы расскажем вам трагическую историю любви! Он хотел её съесть! А она лишь хотела быть съеденной! Кто мы, чтобы судить их? Быть может, это — любовь? Кто вы такие, чтобы вставать у любви на пути?!»

МЫ ЗДЕСЬ ВЛАСТЬ

К пятому этапу движения Окна Овертона переходят, когда тема разогрета до возможности перевести её из категории популярного в сферу актуальной политики.

Начинается подготовка законодательной базы. Лоббистские группировки во власти консолидируются и выходят из тени. Публикуются социологические опросы, якобы подтверждающие высокий процент сторонников легализации каннибализма. Политики начинают катать пробные шары публичных высказываний на тему законодательного закрепления этой темы. В общественное сознание вводят новую догму — «запрещение поедания людей запрещено».

Это фирменное блюдо либерализма — толерантность как запрет на табу, запрет на исправление и предупреждение губительных для общества отклонений.

Во время последнего этапа движения Окна из категории «популярное» в «актуальную политику» общество уже сломлено. Самая живая его часть ещё как-то будет сопротивляться законодательному закреплению не так давно ещё немыслимых вещей. Но в целом уже общество сломлено. Оно уже согласилось со своим поражением.

Приняты законы, изменены (разрушены) нормы человеческого существования, далее отголосками эта тема неизбежна докатится до школ и детских садов, а значит следующее поколение вырастет вообще без шанса на выживание. Так было с легализацией педерастии (теперь они требуют называть себя геями). Сейчас на наших глазах Европа легализует инцест и детскую эвтаназию.

КАК СЛОМАТЬ ТЕХНОЛОГИЮ

Описанное Овертоном Окно возможностей легче всего движется в толерантном обществе. В том обществе, у которого нет идеалов, и, как следствие, нет чёткого разделения добра и зла.

Вы хотите поговорить о том, что ваша мать — *****? Хотите напечатать об этом доклад в журнале? Спеть песню. Доказать в конце концов, что быть шлюхой — это нормально и даже необходимо? Это и есть описанная выше технология. Она опирается на вседозволенность.

Нет табу.

Нет ничего святого.

Нет сакральных понятий, само обсуждение которых запрещено, а их грязное обмусоливание — пресекается немедленно. Всего этого нет. А что есть?

Есть так называемая свобода слова, превращённая в свободу расчеловечивания. На наших глазах, одну за другой, снимают рамки, ограждавшие обществу бездны самоуничтожения. Теперь дорога туда открыта.

Ты думаешь, что в одиночку не сможешь ничего изменить?

Ты совершенно прав, в одиночку человек не может ни черта.

Но лично ты обязан оставаться человеком. А человек способен найти решение любой проблемы. И что не сумеет один — сделают люди, объединённые общей идеей. Оглянись по сторонам.
 

Антуанетта

Воспитатель-онлайн
Команда форума
Регистрация
15 Янв 2022
Сообщения
35,102
Реакции
28,996
IMG_20220629_171238.jpg
 
Регистрация
10 Май 2022
Сообщения
3,621
Реакции
1,859
Семья
порою длительный смех сменяется на крик
Бросил
29.03.22
Екатерина Стрелецкая хорошие видео снимает
 

Антуанетта

Воспитатель-онлайн
Команда форума
Регистрация
15 Янв 2022
Сообщения
35,102
Реакции
28,996
Неважно, как называть это явление: «травля в школе» или «буллинг». Если в классе каждый день запирают в кабинке туалета слабого мальчика и не выпускают оттуда — это проблема и учителей, и родителей, и детей. И если травля всё ещё часть школьной жизни, то надо постараться узнать о ней как можно больше.

Более половины — 52% — российских школьников сталкивались с агрессией в школе. При этом более 15% школьников предпочтут никому об этом не рассказывать. Как правило, травля в школе связана с внешностью, одеждой или национальностью.

Травля — системный баг, и разбираться с ней на уровне детей и родителей абсолютно неэффективно. До сведения учителей нужно донести суть происходящего. Нередко учителя начинают сваливать вину на затравленного ребёнка: «он не похож на других», «он неправильно себя ведёт», «он сам подставляется», «его не любят». Или даже: «она такая умная, а умных не любят». Главное, не поддаваться на эти провокации, даже если они имеют вид комплиментов ребёнку.

Как обычно объясняют травлю? Слишком толстый, слишком худой, рыжий, в очках. И вообще сам нарвался. Но правда в том, что жертвой буллинга может стать любой, а внешность, музыкальные вкусы, успехи в учёбе или проблемы в семье — лишь повод. Красивые и умные дети страдают от нападок одноклассников не реже других. Всех жертв объединяет разве что повышенная чувствительность: они часто показывают свой страх, могут заплакать, то есть реагируют на травлю именно так, как нужно агрессорам.

Конечно, последствия травли сказываются в будущем. Люди, которых травили в детстве, вспоминают о школе как о самом худшем, что было в их жизни. Но это не значит, что жертвы становятся неудачниками, а агрессоры никогда не признают своих ошибок. И всё же поведение в школе — это не те модели поведения, которые человек будет реализовывать всю жизнь. Кристин Аудмайер в книге о школьной травле «Все на одного» приводит истории десятков успешных и уверенных в себе взрослых, которых гнобили одноклассники. И столько же историй обидчиков, которым уже в старшей школе становилось стыдно, и они начинали защищать того, на кого сами недавно нападали.

Учитель-буллер — такая же реальность, как и агрессор-одноклассник. Только у учителя гораздо больше ресурсов для масштабной травли. Часто дети молчат о том, что происходит. И здесь речь может идти в том числе о сексуальных домогательствах. Ребёнку может быть стыдно или он просто не знает, как говорить о происходящем. Именно поэтому необходимо дать детям те слова, которыми они могут описывать свои эмоции. А ещё — объяснить, в каких именно ситуациях они сталкиваются с проявлением ненормального отношения со стороны учителя. Ребёнок должен понимать, что между учителем и учеником существует дистанция, которую нельзя нарушать. Учитель не должен унижать ученика, и роман между ними — невозможен.

Иногда родитель может сделать только хуже. Например, посоветовать дать сдачи или не обращать внимания на происходящее. Первый совет сформирует у ребёнка представление, что все проблемы можно решить силой, и даст индульгенцию на вымещение накопленной обиды и злости на других детях. Второй — запустит две мысли у ребёнка: мне плохо — я не должен обращать на это внимание, мои переживания не важны — я не важен, в том числе и для родителей. И то и другое в решении проблемы не поможет, но скорее приведёт к разрушению доверительных отношений в семье и только усугубит ситуацию с травлей.

Слова действительно могут помочь. Главное — правильно их подобрать. Часто, сталкиваясь с буллингом, родители хотят отправиться к обидчику и его родителям/директору/учителю, устроить скандал или просто забрать ребёнка из школы. Но важно понять, что сложившуюся ситуацию надо обязательно обсуждать с ребёнком. Только в этом случае появляется шанс действительно что-то изменить. «Ты ни в чём не виноват», «Давай вместе подумаем, что можно сделать», «Спасибо, что поделился со мной. Я это ценю и понимаю, что ты чувствуешь» — все эти фразы помогут ребёнку понять, что он не остался с проблемой один на один, и дадут возможность почувствовать себя защищённым.
 

Антуанетта

Воспитатель-онлайн
Команда форума
Регистрация
15 Янв 2022
Сообщения
35,102
Реакции
28,996
Актуальный эксперимент.

Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.
Автор эксперимента (семейный психолог) хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.
На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ - одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые "панические атаки". У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы - тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение "шевеления" волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.
Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.
Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.
Что делали подростки во время эксперимента?
— готовили еду, ели;
— читали или пытались читать,
— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);
— смотрели в окно или шатались по квартире;
— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);
— складывали головоломки или конструктор «Лего»;
— рисовали или пытались рисовать;
— мылись;
— убирались в комнате или квартире;
— играли с собакой или кошкой;
— занимались на тренажерах или делали гимнастику;
— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;
— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);
— трое писали стихи или прозу;
— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;
— одна девочка вышивала по канве;
— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;
— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;
— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;
— одна девочка молилась.
Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.
Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.
Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.
63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.
При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.
Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.
Есть над чем подумать...
Из книги Екатерины Мурашовой «Любить или воспитывать».
 

Антуанетта

Воспитатель-онлайн
Команда форума
Регистрация
15 Янв 2022
Сообщения
35,102
Реакции
28,996
Алкоголь - удел рабов или "Пьяным народом править легче".

Свободные Спартанцы были изрядными трезвенниками: они не пили в принципе, зато усердно «спаивали» своих рабов, которых заставляли ежедневно выпивать по четыре чашки вина. Вот почему малейшие восстания рабов подавлялось довольно просто.

Интересен и поучителен ритуал спартанцев посвящения парней в воины. Молодые люди вместе с опытными воинами выстраивались в каре. После этого рабам последовательно давали выпить одну, две, три чашки вина. После каждой выпитой чаши обязывали выполнять те или иные воинские упражнения. Рабы промахивались, падали, ругались и даже дрались.

Юноши наблюдали за этим мерзким процессом, затем плевали, закидывали рабов грязью, пинали, как скот, ногами. После молодые люди сражались друг с другом в ловкости, силе, смелости и прочих воинских качествах. Они на всю жизнь запоминали смысл ритуала: от вина люди теряют человеческие качества, превращаясь в животных. Таковы последствия употребления алкоголя.

Позднее эллины разрешили пожилым людям, у которых имелись внуки, пить немного разбавленного вина, но оно было строго запрещено женщинам и мужчинам детородного возраста. Рабам вино рекомендовалось. Македонцы и греки с презрением относились к персам, которые в большом количестве употребляли алкогольные напитки, не единожды доказывали свое преимущество над ними, одерживая победу малочисленными отрядами.

К сожалению, имеется не так много фильмов, свидетельствующих об отношении народов древности к алкоголю. Но по информации множества авторов античности, кроме воинского, существовал еще один ритуал: юношей, которые достигли определенного возраста, усаживали за стол, полный яствами и спиртными напитками. Напротив них усаживали рабов, которых обязывали (особо заставлять не приходилось) много есть и пить спиртное. Так будущие воины наглядно изучали, как вредно пьянство и обжорство, каковы их последствия.

В Древнем Риме отношение к алкоголю поначалу тоже было негативным, существовало много запретов и ограничений: запрещалось пить вино мужчинам, не достигшим 30-летнего возраста, а женщинам - всю жизнь. Когда же пьянство захлестнуло Римскую империю, она пала. Как римляне теряли города во время нашествий варваров, рассказано в ряде документов: "...уже враг стоит у стен, а отцы города покидают пирушку только тогда, когда враги уже по существу входят в город".

Пили ли на Руси? Рассмотрим годичную норму употребления хмельных напитков. Норма эта была такова: в дни празднований весеннего и осеннего равноденствий мужчинам, достигшим возраста в «два круга лет» (16 х 2 = 32 года), выполнившим долг перед Родом, т.е. имеющим не менее 9 здоровых детей, разрешалось торжественно испить полученную из рук волхва или Родана (предводителя Рода) одну чарку сурицы, пива или браги. Мужчинам, достигшим возраста в «три круга лет» (16 х 3 = 48 лет), имеющим полный семейный Родовой круг здоровых детей (не менее 16), торжественно подносили еще по одной чарке в дни празднований летнего и зимнего солнцестояний. Вот она русская норма! Имеешь 9 здоровых детушек — получи две чарки в год! Имеешь 16 — получи четыре чарки в год. А в каждой чарке хмельного пития аж по 27 граммов(!). Заметьте, поднести чарку женщине никому даже не приходило в голову.

Ситуация с употреблением алкоголя начала негативно меняться в Московии с 1552 года, когда Иваном Грозным в России был открыт сначала «царев кабак» для опричников, а потом и «для всего люди». Народ стали спаивать и вином, и 40-градусной водкой. Так что не было никакого «испокон веков».
Значительный вклад в насаждение пьяных традиций внёс и Пётр I.

Екатерина II открыла на Руси такое количество кабаков, что треть всех поступлений в государственную казну была за счет прибыли от продажи алкоголя. На вопрос княгини Дашковой: «Ваше величество, зачем вы спаиваете русский народ?» — Екатерина II цинично заявила (наверно проболталась по пьяни):«Пьяным народом править легче».
 

Антуанетта

Воспитатель-онлайн
Команда форума
Регистрация
15 Янв 2022
Сообщения
35,102
Реакции
28,996
За всё, что с нами происходит, отвечает мозг. С самого рождения, а то и раньше, там начинают разрастаться нейронные связи – то есть мосты между одной и другой нервной клеткой. И вот по этим мостам пробегает нервный импульс – информация.

Каждая нейронная связь – это опыт.

Научился кататься на велосипеде – нейронная связь образовалась.
Собака облаяла – нейронная связь образовалась с сигналом, что собаки могут нападать, это опасно.
Парень бросил – тут может образоваться очень нехорошая популярная нейронная связь, что все мужики козлы.

И вот так изо дня в день что-то в головном мозге образуется. Весь наш опыт, умения, знания, установки запечатлеваются в головном мозге весьма материально в виде тех самых нейронных связей.

Каждую установку мозг воспринимает, как программу к действию.

И ничего ты не сделаешь, пока эта связь рабочая. Ты желаешь больше знать, зарабатывать, уметь находить компромисс, дружить, любить, радоваться, но ничего не выходит, потому что твои нейроны передают энергетический импульс по тому мосту, который сформирован уже давно.

Единственный путь всё поменять – это сформировать новые нейронные связи, ослабив старые. То есть перепрограммировав систему.

Как работает наш мозг: что нужно знать о нейронах и нейронных связях​


Как работает наш мозг: что нужно знать о нейронах и нейронных связях



Что такое нейроны​

Америку я не открою, структурной единицей мозга является нервная клетка — нейрон. Нейрон — клетка очень специфическая и очень отличается от остальных клеток организма человека.
Во-первых, эти клетки действительно не делятся. Есть ткани и органы в человеческом теле, клетки которых постоянно делятся и обновляются на протяжении жизни. Это и кожа, и слизистые, и ростовые зоны ногтей и волос. Клетки же нервной системы к моменту рождения уже практически не делятся, по мере взросления и развития детского мозга нейроны взрослеют вместе с ним. Они увеличиваются в размерах, обрастают многочисленными отростками и учатся коммуницировать друг с другом.
Во-вторых, нейроны — клетки очень крупные. Некоторые из нейронов могут достигать метра в длину и тянутся от головы до спинного мозга.
Эта длина достигается как раз за счет клеточных отростков, способных прорасти на половину длины туловища хозяина. Любознательные ученые даже пытались примерно рассчитать длину аксонов нервных клеток коры и получили значение около 1600 км!
В-третьих, нейроны очень чувствительные и хрупкие клетки. Это и понятно, имея такую длину, очень просто не уследить за каким-нибудь далеко убежавшим отростком и повредить его, да еще и поделиться и восстановить свою численность не выходит.
Именно поэтому мозг очень чувствителен к любым воздействиям, будь то дефицит кровоснабжения, инфекция, интоксикация или травма. Так что нейроны свои беречь надо с юных лет.


Как работает наш мозг: что нужно знать о нейронах и нейронных связях


Как наш мозг развивается​

Для того чтобы понять, насколько важны нейронные связи, расскажу пару слов о том, как развивается и созревает мозг у ребенка. Мозг младенца, только что появившегося на свет, очень недоразвит. Если детеныши большинства млекопитающих с первых дней способны передвигаться, то детеныш человека совсем ничего не умеет. На момент рождения у человека имеются только первичные корковые поля, нет ни памяти — вторичной коры, ни умения обобщать и анализировать информацию — третичной коры. Но, что очень интересно, все нейроны у малыша уже есть. На самом деле примерно к концу II триместра беременности все нейроны будущей коры головного мозга уже на месте, а после рождения нервные клетки не делятся и не поднимают свою численность.
Более того, ученые полагают, что во внутриутробном периоде нейронов закладывается слишком много, про запас, и перед родами приличная часть из них погибает за ненадобностью.
Весь процесс созревания мозга ребенка, освоение двигательных навыков, обучение и интеллектуальное развитие — это постоянное образование новых клеточных отростков и новых межнейронных взаимодействий. За первые 5-6 лет мозг ребенка увеличивается в размерах в четыре раза, и все это за счет ветвления нейронов. В этот период уровень межклеточного взаимодействия максимально высок и превышает таковой взрослого человека.
Обычного окружения, освоения мира, общения с людьми и положительных эмоций вполне достаточно, чтоб мозг среднестатистического ребенка развился в полноценный крупный шустро работающий орган.
Сразу хочу оговориться, что особой разницы между детьми, которых родители таскают с пеленок на сотни развивашек и кружков, и детьми, коротающими счастливое детство в деревне среди цветов, бабочек и рогатого скота, нет.
А вот что действительно важно для формирования мозга ребенка — это положительное эмоциональное подкрепление: любовь, похвалы, привязанность и чувство безопасности. Любовь ребенку нужна как воздух, малыша нельзя «залюбить».
Ребенок с сотней ненужных в его нежном возрасте навыков вроде кунг-фу, беглого чтения в 3-4 года и верховой езды (если вы, конечно, не растите профессионального спортсмена) и дефицитом родительской любви будет развиваться хуже и менее гармонично, нежели детеныш залюбленный, но не умеющий делать тройной тулуп на льду. А объясняется это все довольно просто. Когда малыш растет в стрессе, нехватке любви и заботы, постоянно переживает о том, придет ли мама с работы, ударит ли папа за разбитую тарелку, будут ли наконец совместные выходные или опять няня, включающая мультики «на отвали» и запрещающая хулиганить, то в его небольшом организме вырабатывается много гормона — кортизола.


Как работает наш мозг: что нужно знать о нейронах и нейронных связях


Кортизол — гормон надпочечников, попадающий в кровь в стрессовых ситуациях. Доказано, что длительное повышение уровня кортизола в крови замедляет процессы развития мозга. У детей, растущих в условиях стресса, замедлены процессы формирования новых синапсов, снижается познавательная активность и когнитивные функции.
Не будем о грустном, возьмем ребенка, который растет в любви и спокойствии. Как только чадо научилось полноценно двигаться, перестало быть неуклюжим, научилось говорить, попадать ложкой в рот и освоило худо-бедно азы счета и письма, количество связей между нейронами несколько снижается. Ведь самое сложное, чему мог научиться человек, он уже сделал.
Но эта удивительная способность нейронов в любой момент образовывать новые связи друг с другом, когда хозяин пытается освоить новый навык (иностранный язык, письмо левой рукой при переломе правой, верховую езду или еду китайскими палочками), сохраняется и обусловливает невероятную пластичность и обучаемость мозга.
Есть в головном мозге еще один тип клеток, они формируют странную субстанцию — глию. Глия — это собирательный термин для ненейрональных клеток мозга. Они выполняют вспомогательную функцию, поддерживают нейроны и вырабатывают миелин, ту самую белую изоляцию нервных проводов, помните? И глиальные клетки как раз сохраняют свою способность делиться и обновляться на протяжение жизни человека. И это понятно, ведь если нейроны постоянно удлиняются, ветвятся и расползаются по голове, то их отростки постоянно надо окутывать новой изоляцией, чтобы информация была доставлена вовремя и в нужном направлении. <…>

Что такое коннектом и нейронные связи​

В 2005 году был введен термин «коннектом». Он подразумевает все нейроны и все связи между ними. Примерно тогда же возникла и целая область нейронауки — коннектомика. Цель ее — картирование мозга и изучение нейрональных связей. <…>
У исследователей еще недостаточно ресурсов для полноценного изучения коннектома человека, не хватает ни знаний, ни мощности аппаратуры, однако определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Изучены отдельные участки мозга человека, выделены некоторые нейронные сети, которые оказываются очень важными в работе головного мозга и всего организма человека.
Мы рождаемся с фиксированным числом нейронов, все последующее обучение, освоение навыков и адаптация к окружающему миру происходят за счет непрерывного образования новых нейрональных связей.
У каждого человека они уникальны и формируются по мере переживания им нового опыта. Если сравнить двух близнецов, абсолютно идентичных и внешне, и по набору генов, выяснится, что они все равно во многом будут различаться в своем поведении. Это и есть работа коннектома.


Как работает наш мозг: что нужно знать о нейронах и нейронных связях


Можно ли обогатить коннектом​

Безусловно, многие вещи обусловлены генетически. Например, способность нейронов ветвиться, скорость, с которой нейроны могут образовывать новые связи, количество миелина, окутывающего нервные волокна. Но триггером для построения новых межнейронных контактов служит именно внешний стимул, оживленная беседа с товарищем, поход на выставку, попытка разгадать секрет простых чисел или вышивание крестиком.
Память, интеллект, личность — закодированы в соединениях между нейронами и постоянно меняются в ответ на действия человека. Получается, сущность человека — это уникальная комбинация его генов, данных ему в момент зачатия, и постоянного воздействия окружающего мира.
Конечно, это всего лишь одна из гипотез, которая пока доказана не полностью, но она очень стройна и логична. Бессмысленно насильственным путем обучать ребенка, которому счет дается сложнее, чем одноклассникам; или рассчитывать, что один брат будет так же лихо играть на скрипке, как второй. Если нейроны образуют связи с разной скоростью, то и новый навык осваивается у каждого в свое время и со своей скоростью.
Надо просто искать индивидуальный подход к каждому человеку, чтобы понимать, в каких условиях ему комфортнее обучаться (т. е. какие должны быть дополнительные сигналы, поступающие от внешнего мира к мозгу, чтобы образовались новые нейронные связи).
Наша память, как полагается, также закодирована в межнейронных связях. Любопытно, что и при нормальном старении, и при различных заболеваниях мозга, приводящих к снижению памяти, первыми забываются недавние события. Сначала это обычная забывчивость: куда я положила свои очки? Как зовут женщину, с которой я познакомилась на той неделе? Постепенно снижение памяти может прогрессировать, но забываются, как правило, именно недавние события, в то время как воспоминания детства и юности в мельчайших подробностях долгое время остаются сохранными. Вероятно, и это явление отчасти можно объяснить с точки зрения коннектома.
Чем раньше появилось в голове воспоминание, тем больше на протяжение жизни мы его освежали в памяти и переживали заново сладкие, а может, и наоборот, пугающие моменты прошлого. Каждое возвращение к воспоминанию укрепляет связи между нейронами, хранящими его.
Это правомочно и для эмоционально окрашенных событий прошлого, ведь не секрет, что яркие происшествия западают в память куда глубже. Это объясняется тем, что эмоции, как позитивные, так и негативные, служат дополнительным мощным стимулом для образования новых межклеточных контактов.
Так вот, чем больше контактов хранит воспоминание, тем крепче оно держится в голове, тем дольше оно будет с нами, пока мы стареем. А свежие воспоминания, полученные стареющим мозгом, который медленно и не всегда охотно образует новые связи, остаются поверхностными и не вызывают массивного образования новых синапсов, а потому и легко покидают нашу голову, вылетая в ухо.
Забегая немного вперед, хочется сказать пару слов о том, как поддерживать свой мозг в рабочем состоянии и профилактировать когнитивные нарушения, неизбежные при старении.
Исходя из всего вышесказанного вполне логично предположить, что нейронные связи образуются тем активнее, чем насыщеннее и разнообразнее поступает к мозгу информация.
Второй факт, с которым, как это ни прискорбно, не поспоришь, заключается в том, что с возрастом и количество самих нейронов, и количество взаимосвязей между ними, и даже скорость образования этих связей снижается.
Делаем очевидный вывод: с юных лет надо вести разнообразную, богатую впечатлениями жизнь, развивать навыки многогранно (и творчество, и спорт, и иностранные языки, и чтение), получать положительное эмоциональное подкрепление (путешествия, театры, концерты, вкусная еда), много двигаться (да-да, движение активирует колоссальное количество нейронов в головном мозге, давно известно, что двигательная активность очень полезна для нервной системы), общаться с людьми.
Все эти виды активности банально повышают количество межнейронных связей и способствуют обогащению коннектома. При старении (а особенно при нейродегенеративных заболеваниях) и гибели нервных клеток мягче и незаметнее когнитивные нарушения будут обуревать тот мозг, чьи нервные связи многочисленнее. Заботиться о своем мозге и коннектоме надо с детства, с головой подходить к выбору профессии, хобби, планированию досуга и отпуска, выбору круга общения.
 

Антуанетта

Воспитатель-онлайн
Команда форума
Регистрация
15 Янв 2022
Сообщения
35,102
Реакции
28,996
Автор Анастасия Рубцева

Рассказывала сегодня клиентке и вспомнила. Про мир с точки зрения Чебурашки.

Кажется, швейцарский психолог Жан Пиаже придумал гениальный в своей простоте эксперимент над детьми.
Ребенка сажали за круглый стол, а на соседних стульчиках – пару игрушек. Мишку и Чебурашку.
Потом говорили: «Петенька, нарисуй, что ты видишь».

И Петенька старательно рисовал – Мишку, Чебурашку, стол, окно, лысую голову дяденьки-экспериментатора, что-то еще.
А потом ему говорили: «Петенька, а нарисуй, что видит Чебурашка».

И вот тут прекрасное.
До 4-5 лет все дети уверенно рисовали опять то же самое – Мишку, Чебурашку, стол, окно и лысую голову.
После 5 лет у некоторых, очень некоторых детей возникали попытки нарисовать мир под другим углом. Например, появлялась творческая догадка, что Чебурашка не может видеть Чебурашку, а видит Мишку и… кого? Меня? Как он меня видит?

И голову дяденьки-экспериментатора он видит под каким-то другим углом. Может, экспериментатор к нему ближе сидит. И возможно, от этого он кажется ему симпатичнее?
Ни у кого из детей это не было мгновенным озарением.
Ни у кого из нас это не мгновенное озарение.
Углубление картинки того, как Чебурашка может видеть наш мир, полный скорбей, занимает годы. Даже в лучших случаях.
Некоторые становятся способны увидеть мир с точки зрения Чебурашки только годам к 10.

Тут можно было бы сказать "поздновато". Но мы знаем людей, которые неспособны к этому ни в 30, ни, прости господи, в 50.
Которые уверены, что мир существует в неизменно отлитой форме и строго в тех контурах, которые они видят со стула. Любое отклонение мира от этих контуров вызывает у них испуганную ярость и расценивается как преступление.

И обходить, даже мысленно, стол, чтобы узнать что-то новенькое о близких, об их желаниях, об отношениях и даже о самих себе, они не будут.
Потому что.

Потому что бесит, потому что страшно, хлопотно и зачем усложнять.
Если бы меня спрашивали (но никто не спросит) я бы предложила этому и учить в детском саду, на любом подходящем материале, хоть на шишках, хоть на осенних листьях, хоть на пальчиковых красках.
А потом в школе еще закреплять этот навык.

Потому что это навык, и он тренируется. Честное слово, каких-то несколько лет.

Ну и ужасно интересно всегда проверить близких по методу Пиаже.
 

Похожие темы

Сверху