Научпоп 🧠

Андрей515

Волонтёр
Команда форума
Регистрация
15 Ноя 2023
Сообщения
2,254
Реакции
330
Семья
Один
Бросил
03.11.2023
Соглашусь. Здесь как и в жизни, лучше сталкиваться с трудностями и проходить их, чем ехать всю жизнь на легком
Все верно, трудности и стресс создают новые нейронные цепочки, а это развитие.
 

Сёмка

Лентяй, всё пойух
Палата № 6
Регистрация
19 Ноя 2022
Сообщения
4,957
Реакции
2,046
Семья
бабушка
Статус
Делюсь опытом
Бросил
9.11.2022
Соглашусь. Здесь как и в жизни, лучше сталкиваться с трудностями и проходить их, чем ехать всю жизнь на легком
Мозг это как мышца, которую надо тренировать, и на него действительно влияет все, согласен что как мы относимся к себе так он и работает
 

Карина22

Команда форума
Регистрация
20 Сен 2023
Сообщения
6,240
Реакции
1,328
Семья
Stem4uk-муж,Ангелочек-подруга
Бросил
23.09.23
Татьяна Черниговская.
Советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ.

Я уже до этого где-то слышала,что всегда надо выбирать,всё что посложнее,но иногда хочется пойти и по легкому пути,но обычно ни к чему хорошему это не приводит.
согласна с словами Татьяны.
 

Nastien

Воспитатель-онлайн
Команда форума
Регистрация
20 Сен 2022
Сообщения
2,816
Реакции
1,463
Семья
Нет
Бросил
31.08.2022

SemaK

2-й месяц курса
Регистрация
29 Сен 2023
Сообщения
2,125
Реакции
223
Семья
Жена - Krisfox
Бросил
23.09.2023
Согласен.
 

Argo

2-й месяц курса
Регистрация
18 Сен 2023
Сообщения
2,268
Реакции
590
Семья
IvanK- мама и папа. MaksK-брат.
Татьяна Черниговская.
Советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ.

Нельзя не согласиться с очевидным. Читал что современная тенденция на короткие посты и видео типа инстаграмма, пагубно влияют на мозг. Он отвыкает от приёма сложной информации,ухудшается память.
 

Nastien

Воспитатель-онлайн
Команда форума
Регистрация
20 Сен 2022
Сообщения
2,816
Реакции
1,463
Семья
Нет
Бросил
31.08.2022
Приглашаю к просмотру замечательного и познавательного видео, легкая подача, удобно воспринимать, минимум терминов, также приведены примеры из животного мира, категорически рекомендую посмотреть!
 

Евгений МСК

2-й месяц курса
Регистрация
18 Сен 2023
Сообщения
2,174
Реакции
629
Семья
Мать-AngiV
Бросил
14.09.2023
Полностью согласен с Татьяной Черниговской.Чем больше мы нагружаем свой мозг,тем более развитыми будем.Всегда необходимо сталкиваться с трудностями,чтобы уметь их преодолеть.
 

Екатерина!

2-й месяц курса
Регистрация
25 Дек 2023
Сообщения
4,313
Реакции
841
Семья
Отец - Belcanto, мать - Татьяна Борисовна
Бросил
09.11.2023
Татьяна Черниговская.
Советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ.

мозг удивительная вещь,действительно,его необходимо тренировать
на мозг влияет абсолютно все
 

Алексей v.2.0

Волонтёр
Команда форума
Регистрация
5 Ноя 2023
Сообщения
2,180
Реакции
340
Семья
жена - Nairi
Татьяна Черниговская.
Советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ.

Полностью согласен. Хочешь научится хорошо играть - играй с сильным соперником. Сложность, трудности порождают прогресс.
 

CUCA

2-й месяц курса
Регистрация
8 Сен 2023
Сообщения
2,966
Реакции
493
Семья
Мама-@Julie
Бросил
01.09.2023
Татьяна Черниговская.
Советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ.

Полностью с ней согласна. Вся информация откладывается у нас в подсознании так или иначе. Чем больше читать, слушать, смотреть сложные произведения, тем больше волей не волей начинаешь в них разбираться. Это как ребенок, который просто слышит речь родителей и потом начинает разговаривать, правильно строить предложения, использовать деепричастные обороты и ставить ударения.
 

Julie

2-й месяц курса
Регистрация
6 Сен 2023
Сообщения
3,298
Реакции
1,420
Семья
Дочь - CUCA
Julie Про булинг Гимназия при русском музее
Посмотрела. Из этой гимназии мы тебя забрали через год. Но не в гимназии дело. Все знают, что такое буллинг, но никто не знает, что конкретно говорить и делать. Ни учителя, ни родители, ни дети. Я делала и делаю так, если ребёнок жалуется( и ты в том числе), то я предлагаю конкретные фразы, действия, домашние заготовки диалога при разном развитии событий…ну, ты знаешь, я в это включаюсь. А иногда советую отбиваться в прямом смысле. Забыть про страх и действовать. Тут общие слова не работают. Только разбор конкретной ситуации помогает понять, что делать.
 
  • Like
Реакции: CUCA

Julie

2-й месяц курса
Регистрация
6 Сен 2023
Сообщения
3,298
Реакции
1,420
Семья
Дочь - CUCA
Полностью с ней согласна. Вся информация откладывается у нас в подсознании так или иначе. Чем больше читать, слушать, смотреть сложные произведения, тем больше волей не волей начинаешь в них разбираться. Это как ребенок, который просто слышит речь родителей и потом начинает разговаривать, правильно строить предложения, использовать деепричастные обороты и ставить ударения.
С Черниговской сложно не согласиться, но последние лет 5 она говорит одно и тоже. А раньше, лет 20 назад, было любопытно.
 

Julie

2-й месяц курса
Регистрация
6 Сен 2023
Сообщения
3,298
Реакции
1,420
Семья
Дочь - CUCA
Посмотрела. Из этой гимназии мы тебя забрали через год. Но не в гимназии дело. Все знают, что такое буллинг, но никто не знает, что конкретно говорить и делать. Ни учителя, ни родители, ни дети. Я делала и делаю так, если ребёнок жалуется( и ты в том числе), то я предлагаю конкретные фразы, действия, домашние заготовки диалога при разном развитии событий…ну, ты знаешь, я в это включаюсь. А иногда советую отбиваться в прямом смысле. Забыть про страх и действовать. Тут общие слова не работают. Только разбор конкретной ситуации помогает понять, что делать.
А ещё страшнее учительский буллинг, а такое бывает. И тут сложно дать совет ребёнку.
 

Антуанетта

Воспитатель-онлайн
Команда форума
Регистрация
15 Янв 2022
Сообщения
35,102
Реакции
28,996

Чему учат советские и современные мультфильмы?​


Мультфильм – это продукт не только медиа-среды, но и один из видов искусства, который обладает большим воспитательным потенциалом. Перед телевизором ребенок проводит достаточно много времени: до нескольких часов день. А если учесть, что дошкольники изучают мир постоянно, то такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно.

Сравним воспитательный потенциал мультфильмов советского периода и современных (созданных после 1991 г.) полнометражных отечественных и зарубежных мультфильмов.

Наполнение советских мультиков​

Советские мультфильмы в подавляющем большинстве носили морализаторский характер, эта мораль была зачастую откровенно проявлена. Современные же мультфильмы не отличаются строгой моралью.

В качестве критериев оценки советских мультфильмов возьмем воспитательный потенциал по направлениям воспитания и основным задачам; направления и задачи могут быть дополнены – мы возьмем только некоторые из них. Для решения этих задач подберем соответствующие мультфильмы (см. таблицу).

chemu-uchat-sovetskie-i-sovremennye-multfilmy-2


Советские мультфильмы по содержанию соответствуют возрасту детей, просты и понятны для восприятия, герои мультфильмов говорят на хорошем красивом языке, их поступки можно брать в качестве понятного детям примера или антипримера. Таким образом, советские мультфильмы способствуют наиболее общим задачам воспитания, а значит, могут быть активно использованы как в образовательной программе ДОУ, так и в домашних условиях.

Наполнение современных мультиков​

Современные же мультфильмы сложно систематизировать по направлениям воспитания, поэтому возьмем следующие критерии оценки: жанровый компонент, эстетический компонент, лексика, примеры поведения, юмор и др.

Сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие: истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, невозвращение долгов, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, полицейские осады, потерю рассудка, суд на преступником, любовно-эротическую составляющую.

Так, например, в мультфильме «Акулья история» показывают смерть акулы и церемонию похорон: погребение, отпевание, выражение соболезнований. Или в «Планете сокровищ» происходит страшное убийство в открытом космосе. А в «Шреке3» смерть короля-жабы показана долго и весьма детально. В «Мадагаскаре» пингвины захватывают теплоход и берут в заложники капитана, звонко ударяя его по лицу. Там же бабушка остервенело бьет льва. Король в «Шреке2» нанимает киллера для убийства избранника своей дочери. А чего стоит сцена в кабаке с пьяными героями сказок и трансвеститом («Шрек3»)! В «Алеше Поповиче и Тугарином Змее» весь сюжет закручен на карточном долге, в азартные игры на деньги играют практически все, начиная от бабы Яги и заканчивая правителем – Князем. Домашние питомцы из «Сезона охоты-2» устраивают своеобразные собачьи пытки. Все эти сюжетные линии никак не вписываются в рамки жанра детского мультфильма.

Эстетическая составляющая современных мультфильмов тоже находится на низком уровне: герои зачастую просто некрасивые.
Тот же Шрек – разве его можно назвать симпатичным? А страшные монстры и киборги из «Планеты сокровищ», а «мутированные в дебрях канализации» страшные зеленые Нинзя? Мультфильм «Черепашки-нинзя» можно отнести к жанру «мультфильм ужасов», для этого есть классический набор наведения ужаса (ночь как основное время действия, битвы трехтысячелетней давности, проклятия, бессмертие, живые статуи с красными глазами, монстры, выходы в иные миры, бесконечные битвы, погони, драки, ограбления, убийства, прыжки с высотных домов и др.).

Современные мультфильмы содержат низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка.

Примеры грубой лексики присутствуют во многих мультфильмах: «сопляк», «тупой», «этот куст похож на толстую бабу», «не тыкай в меня своей грязной, зеленой сосиской!», «тренинг по целованию задниц», «дурак», («Шрек»), «закидать лектора какашками” («Мадагаскар») «валите отсюда!», «будь он проклят» («Тачки»), «ну что припухли, сборище трусливых вонючек?» («Сезон охоты2»). Жаргонная лексика также представлена во многих мультфильмах: «лузеры», «мне хана», «козырно», «прикольно», «шизовое местечко», («Мадагаскар»), «втюрился» («Тачки»), «офигительность» («Сезон охоты2»).

chemu-uchat-sovetskie-i-sovremennye-multfilmy-4


Но кроме этого в современных мультфильмах часто поднимающиеся недетские темы проявляются в таких выражениях: «будем рассказывать друг другу о любовных похождениях», «хочешь обладать ею?», «высокая упругая попка», «мы сексуальны!», «я ношу женские трусики», «любвеобильная ты машина, дай ей отдохнуть!» («Шреки»), «любовнички развлекаются» («Акулья история»), «брачный ритуал», «у вас интим?» («Сезон охоты2»). А в мультфильме «Делай ноги» мудрец пингвиньей колонии по имени Ловелас заявляет, что «вынужден удалиться на свое ложе для любовных утех». Порой встречаются откровенные ошибки: в «Алеше Поповиче» произносится слово «ихняя», а сам богатырь пишет с ошибками: «сабрать». Дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой, «прикольной». Именно эта лексика может лечь в основу культуры речи детей.

Воспитательный аспект мультипликации​

Через мультфильмы ребенок усваивает модели поведения, способы действий, алгоритмы достижения цели. К сожалению, в современных мультфильмах часто этот способ – агрессия.

По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультфильмы, наблюдается повышение жестокости и агрессивности. Просмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают главных героев, обладающих определенными характеристиками. Поэтому крайне важны для осмысления именно типажи главных героев, их основные и сущностные характеристики: Шрек («Шрек») – невоспитанный, грубый; осел («Шрек») и зебра («Мадагаскар») – назойливые, навязчивые, болтливые; лев Алекс («Мадагаскар») – самовлюбленный; Алеша Попович («Алеша Попович и Тугарин Змей») – трусливый, глуповатый; Забава («Алеша Попович и Тугарин Змей») – эгоистичная, истеричная, не уважающая старших.

chemu-uchat-sovetskie-i-sovremennye-multfilmy-5


Эти герои становятся «друзьями» детей (и в виде игрушек в том числе), именно они становятся ориентирами для подражания и образцами поведения. Один из любимых героев детей – Шрек неоднократно истерично заявляет: «Мне все равно, что обо мне подумают люди. Буду делать, что хочу!». Князь из «Ильи-Муромца» постоянно подчеркивает свой статус: «Я князь: что хочу, то и ворочу», а также ходит по столу, засыпает лицом в тарелке. А молодая девица Забава – капризная и ленивая, ездит на шее у собственной горбатой бабушки.

А ведь для детей главный герой мультфильма – безусловно положительный герой. Это значит, что ребенок воспринимает его целиком и полностью как «хорошего», ребенок еще не в силах определить всю сложность натуры героя, оценив, что герой делает «хорошо», а что – «плохо». Поэтому все, что делает любимый герой, ребенок воспринимает как должное.

Современные мультфильмы позиционируются как легкие, веселые юмористические. Но юмор, представленный в мультфильмах, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный и примитивный, он не вскрывает внутренний комизм ситуации.

Например, с юмором показаны ситуации с причинением боли: Шрек на горке получает удар ниже пояса («Шрек»); птичка лопнула от пения, чтобы принцесса смогла взять яйца из ее гнезда на завтрак («Шрек»); птичка отвлеклась и врезалась в стену («Шрек3»). Юмористически обыгрываются унизительные ситуации: поцелуй в пятую точку («Шрек»); князь, император и другие представители правительства постоянно наступают то в экскременты, то в ведро («Илья Муромец»); в «Мадагаскаре» зебра дарит жирафу ректальный термометр, который тот сначала берет в рот, потом с отвращением плюет. И все эти ситуации показаны с претензией на юмор.

chemu-uchat-sovetskie-i-sovremennye-multfilmy-6


Смешными представлены невоспитанность, неправильное, нарушающее все нормы поведение: рыгание, пукание (все «Шреки»); осел скидывает одеяло с обнаженного Шрека и восклицает: «О! Прикупил бы ты себе пижамку!» («Шрек2»); женские трусики, брошенные льву восторженными поклонниками («Мадагаскар»). Таким образом, дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью.

Таким образом, современные мультфильмы обладают сомнительным воспитательным потенциалом, или даже – антивоспитательным потенциалом, дезориентируя ребенка. Советские мультфильмы более просты и понятны детям, дошкольникам легче разобраться в них, что развивает мышление детей. Современные же мультфильмы – чересчур сложные, в них даже взрослому человеку порой трудно разобраться. Такие сложности не развивают мышление ребенка, а приводят к поверхностному бездумному восприятию.

В советских мультфильмах звучит правильная, красивая речь, которая передает гамму чувств, эмоций героя. В современных мультфильмах одинаковые голоса, низкий уровень речевой культуры, бедность речи. Советские мультфильмы способствуют речевому развитию, а современные – его отставанию.

chemu-uchat-sovetskie-i-sovremennye-multfilmy-3


Советские мультфильмы разнообразны, неповторимы, у каждого героя свой характер, эмоции, голос, в этих мультфильмах звучит авторская музыка. Современные же напоминают штамповку жанра: похожие сюжеты; похожие герои, которые говорят одинаковыми голосами, одинаково смеются, прыгают, падают; похожие звуки. В современных мультфильмах много агрессии и раздражения, причем часто они творятся положительными героями.

Дети через мультфильмы получают положительные эмоции, радуются, сопереживают, плачут. Дошкольники очень впечатлительны, и не всегда могут отличать «действительность от созданий воображения». Поэтому дети начинают доверять мультфильму, принимая его как часть реальности, воспринимать те
жизненные ценности и установки, которые в нем содержатся. Мультфильмы «играют важную роль в формировании представлений и мире».

Для детей искусство – это форма познания и освоения мира, это старший товарищ, который показывает, «что такое хорошо, а что такое плохо», какие последствия, наказания могут последовать за неправильными действиями, какие положительные результаты – за правильными действиями. Ребенок через мультфильмы учится, узнает много нового: новые явления, названия, слова, юмористические ситуации.

Дети социализируются, учась у героев мультфильмов, как себя вести. Дети изначально учатся, подражая. Поэтому, выделяя любимых мультипликационных героев, дети начинают подражать им, вести себя, как они, говорить их языком, применять знания, полученные в мультфильме.

Они начинают просить у родителей вещи с изображением любимых героев, посвящают им первые школьные сочинения. Несомненно, что для эффективного воспитания ребенку нужно предоставить хорошие образцы для подражания.

chemu-uchat-sovetskie-i-sovremennye-multfilmy-9


Мультфильмы понятны дошкольнику, поскольку они в доступной форме объясняют ребенку многие процессы, знакомят с миром, удовлетворяют познавательные и эмоциональные потребности. Мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно.
Цветовая гамма современных мультфильмов ярких, кислотных цветов, зачастую определённые животные и растения совершенно на себя не похожи, что искажает восприятие мира ребёнком.

Поэтому мультфильм обладает мощнейшим воспитательным потенциалом и является одним из авторитетных и эффективных наглядным материалом.
Но поскольку зачастую современные педагоги и родители к мультфильмам относятся недостаточно серьезно, недооценивая их влияние на ребенка, то складывается ситуация, когда ребенок смотрит все подряд. А ведь мультфильм может способствовать формированию личности ребенка, а может и, наоборот, препятствовать. Если мультфильм содержит антивоспитательный потенциал или же не адекватен возрасту ребенка, то влияние мультфильма все равно будет, и оно может привести совсем не к намеченным результатам. Негативные влияния средств медиа-среды на детей, которые еще не умеют критически относиться к феноменам внешнего мира, могут быть опасны. Чтобы негативные влияния нейтрализовать или же вовсе не допустить, а положительные влияния усилить, необходимо ввести мультфильмы в фактор «целенаправленных воспитателей».

Для этого нужно оценить воспитательный потенциал мультфильмов и целенаправленно их использовать, введя мультфильмы как дополнительное средство формирования каких-либо качеств в программы детских учреждений, а также дать рекомендации родителям для домашнего обучения. А также выявить негативный потенциал, чтобы родители оградили ребенка от него или научились с ним работать, выявляя суть этого негативного. Если мультфильмы не перевести в разряд целенаправленных и контролируемых воспитателей, то они будут влиять на ребенка хаотично и негативно.

chemu-uchat-sovetskie-i-sovremennye-multfilmy-8


Мультфильмы содержат воспитательный потенциал, который способствует или препятствует познавательному, эстетическому, эмоционально-образному развитию дошкольников и младших школьников. Это касается всех мультфильмов.

Большинство советских мультфильмов содержат воспитательный потенциал, который можно целенаправленно использовать для обучения и воспитания, современные мультфильмы содержат чаще всего разрушающий антикультурный потенциал, не удовлетворяющий решению воспитательных задач особенно нравственного, трудового и эстетического воспитания.

По материалам диссертации А.Ф.Лалетиной
 

Антуанетта

Воспитатель-онлайн
Команда форума
Регистрация
15 Янв 2022
Сообщения
35,102
Реакции
28,996
Дорогие родители. Поделитесь вашим мнением

Антон Вячеславович VK Антуанетта Жанна Д’Арк AlpenGold LehaChe Светлана Андрей. ЁлкаКсю
Michael
Светлана К(Мама Егора) Nastien Оксана1974


Карина22 Димушка Екатерина! laafi Бульбаш Sosiska32 elisivvv Вулканизатор Дмитрий34370 monkey_king886 MilkyWay

бабушкаС Светлана мама Поли Айрин Мама-Лама georgef1 ВВП Julie K_Kristina2807 Ирина З. Наташа Лар Оксана мама Алеши Мисье vova67 nina67 Ирина П
MaksK IvanK AngiV
Nairi Алексей М Olcha Ангелочек Krisfox IvanK MaksK Ирина999
Александра20 Зухриддин Даша2486 Ольга1968 Эрина Никос belcanto Татьяна Борисовна Inna Юлия24 sa.sha_sa.sha ElenaLubov Андрей Волк Мальта Нина М. Милла 27 Berkana Menina moclena2007 наташаЯ Манчини

Артур_RubZ vinta listen Людмила…
Oleg_spb carter
Stem4uk Den86 Жорж Virtt nekruto CUCA Евгений МСК Argo Voland-4

Liubov polli caxaros
Алехандро Константин51 Умиджон Стеша
Margaret Alexey_MCK мамаЕлена ЕвгенийM Olga_Nonarko Иra Vanya21 _MapTa_ maxim812 Иван99 Саня_Питер Мишаня Aleksander_ptz Владислав Андреевич Настасьюшка CauseItsMe Никитос Настасья" sadman Ярополк Яна мама зависимого Натусик Андрей515 ivan_099 Алексей v.2.0
 

Натусик

Помогаю
Команда форума
Регистрация
25 Окт 2023
Сообщения
569
Реакции
262
Семья
Муж- Den86
Согласна с информацией выше, подписываюсь под каждым словом! Именно по этой причине моя дочь до 7 лет смотрела только советские мультфильмы,она на них выросла, на песнях из них же, светлых,добрых и жизнеутверждающих, таких простых,понятных , но очень морализованых. Даже сейчас, в 19 лет, порой включает их для фона, говорит, атмосфера преображается, наполняется добром, иногда хочется) хотя, она современная девушка, с широким кругом разнообразных интересов.
 

Антуанетта

Воспитатель-онлайн
Команда форума
Регистрация
15 Янв 2022
Сообщения
35,102
Реакции
28,996
Согласна с информацией выше, подписываюсь под каждым словом! Именно по этой причине моя дочь до 7 лет смотрела только советские мультфильмы,она на них выросла, на песнях из них же, светлых,добрых и жизнеутверждающих, таких простых,понятных , но очень морализованых. Даже сейчас, в 19 лет, порой включает их для фона, говорит, атмосфера преображается, наполняется добром, иногда хочется) хотя, она современная девушка, с широким кругом разнообразных интересов.
Есть неплохие и среди современных мультфильмов, но тут нужен какой-то отбор, особенно, если мы говорим про малышей.
 

Натусик

Помогаю
Команда форума
Регистрация
25 Окт 2023
Сообщения
569
Реакции
262
Семья
Муж- Den86

Похожие темы

Сверху