Научпоп 🧠

Антуанетта

Воспитатель-онлайн
Команда форума
Регистрация
15 Янв 2022
Сообщения
35,102
Реакции
28,996
Кстати, сеньорита Антуанетта, если всё же посмотрите "9 дней" - напишите пожалуйста, как вы считаете, что было после конца фильма. Мы смотрели всем курсом, мнения разделились, к выводам по развязке не пришли. Сам фильм внимания стоит однозначно, после просмотра я глубоко задумался над тем, чем я вообще в жизни занимаюсь...
Договор
 

Нина М.

1-й месяц курса
Регистрация
20 Фев 2024
Сообщения
550
Реакции
311
Семья
Сын Святослав - nekruto
И я считаю, что советские фильмы прекрасные и добрые. В основной своей массе, они обращаются к внутренему миру ребенка и полны смысла.
То что касается Свята, он в детстве как раз их и смотрел. Домовенка Кузю и Дядюшку Ау, например:)
Сейчас любит Хаяо Миядзаки.
Недавно вспомнил о серии мультфильмов "Чуча" от Гарри Бардина, а мой самый любимый мульт- The Snowman.
Обожаю его и неизменно под него плачу.
 

Voland-4

1-й месяц курса
Регистрация
26 Фев 2024
Сообщения
1,785
Реакции
886
Семья
Подруга - elisivvv
И я считаю, что советские фильмы прекрасные и добрые. В основной своей массе, они обращаются к внутренему миру ребенка и полны смысла.
То что касается Свята, он в детстве как раз их и смотрел. Домовенка Кузю и Дядюшку Ау, например:)
Сейчас любит Хаяо Миядзаки.
Недавно вспомнил о серии мультфильмов "Чуча" от Гарри Бардина, а мой самый любимый мульт- The Snowman.
Обожаю его и неизменно под него плачу.
Ооо, Чуча, помню такое, под Новый Год смотрел с диска в детстве)
 

Натусик

Помогаю
Команда форума
Регистрация
25 Окт 2023
Сообщения
569
Реакции
262
Семья
Муж- Den86
И я считаю, что советские фильмы прекрасные и добрые. В основной своей массе, они обращаются к внутренему миру ребенка и полны смысла.
То что касается Свята, он в детстве как раз их и смотрел. Домовенка Кузю и Дядюшку Ау, например:)
Сейчас любит Хаяо Миядзаки.
Недавно вспомнил о серии мультфильмов "Чуча" от Гарри Бардина, а мой самый любимый мульт- The Snowman.
Обожаю его и неизменно под него плачу.
А мне у Бардина " Адажио" очень нравится, до мурашек
 

Нина М.

1-й месяц курса
Регистрация
20 Фев 2024
Сообщения
550
Реакции
311
Семья
Сын Святослав - nekruto
Ооо, Чуча, помню такое, под Новый Год смотрел с диска в детстве)
Там несколько серий, одна из них про Новый год, да)
Ещё серия про морское путешествие в ванне и серия про щенка) Посмотрите ;)
 

Berkana

2-й месяц курса
Регистрация
24 Фев 2024
Сообщения
414
Реакции
222
Семья
Дочь - elisivvv
С детьми с удовольствием смотрим мультики Pixar
Доступны любому возрасту, с доброй моралью, дарят темы для обсуждения после просмотра, и графика приятная)

Еще за идею и артистизм люблю мульт "Девочка-дура". Всем своим детям, по достижении определенного возраста его показывала. Тоже интересен для обсуждения. Но он не очень добрый)
 

Virtt

Посетитель
Регистрация
27 Июл 2014
Сообщения
3,329
Реакции
866
Семья
Одна

Жанна Д’Арк

Воспитатель-онлайн
Команда форума
Регистрация
13 Авг 2022
Сообщения
11,995
Реакции
7,796
Семья
Одна
Бросил
00.00.0000
Почти ничего из здесь упомянутого не смотрела. Только «Варежку» и что-то про домовенка Кузю припоминаю. Кузя классный)
Эх, всем мультфильмов детских советских… срочно!!!!)
 

Voland-4

1-й месяц курса
Регистрация
26 Фев 2024
Сообщения
1,785
Реакции
886
Семья
Подруга - elisivvv
Припоминаю ещё "дядушку Ау" или как-то так. То ещё действо

И Капитана Пронина тоже пересматривал до дыр
 

moclena2007

1-й месяц курса
Регистрация
17 Мар 2024
Сообщения
161
Реакции
34
Семья
Сын - Дмитрий 34370
Всем привет! Я не люблю наши старые мультики, понятно что в детстве их смотрела, потому что альтернативы не было.
 

Жанна Д’Арк

Воспитатель-онлайн
Команда форума
Регистрация
13 Авг 2022
Сообщения
11,995
Реакции
7,796
Семья
Одна
Бросил
00.00.0000
Всем привет! Я не люблю наши старые мультики, понятно что в детстве их смотрела, потому что альтернативы не было.
Добрый день! А какие любите и за что не любите советские?
 

Vanya21

Посетитель
Регистрация
27 Апр 2023
Сообщения
4,057
Реакции
1,016
Семья
Мама - Мама-Лама.
Статус
Реабилитант
Причина
Наркотики
Бросил
30.03.2023

Чему учат советские и современные мультфильмы?​


Мультфильм – это продукт не только медиа-среды, но и один из видов искусства, который обладает большим воспитательным потенциалом. Перед телевизором ребенок проводит достаточно много времени: до нескольких часов день. А если учесть, что дошкольники изучают мир постоянно, то такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно.

Сравним воспитательный потенциал мультфильмов советского периода и современных (созданных после 1991 г.) полнометражных отечественных и зарубежных мультфильмов.

Наполнение советских мультиков​

Советские мультфильмы в подавляющем большинстве носили морализаторский характер, эта мораль была зачастую откровенно проявлена. Современные же мультфильмы не отличаются строгой моралью.

В качестве критериев оценки советских мультфильмов возьмем воспитательный потенциал по направлениям воспитания и основным задачам; направления и задачи могут быть дополнены – мы возьмем только некоторые из них. Для решения этих задач подберем соответствующие мультфильмы (см. таблицу).

chemu-uchat-sovetskie-i-sovremennye-multfilmy-2


Советские мультфильмы по содержанию соответствуют возрасту детей, просты и понятны для восприятия, герои мультфильмов говорят на хорошем красивом языке, их поступки можно брать в качестве понятного детям примера или антипримера. Таким образом, советские мультфильмы способствуют наиболее общим задачам воспитания, а значит, могут быть активно использованы как в образовательной программе ДОУ, так и в домашних условиях.

Наполнение современных мультиков​

Современные же мультфильмы сложно систематизировать по направлениям воспитания, поэтому возьмем следующие критерии оценки: жанровый компонент, эстетический компонент, лексика, примеры поведения, юмор и др.

Сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие: истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, невозвращение долгов, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, полицейские осады, потерю рассудка, суд на преступником, любовно-эротическую составляющую.

Так, например, в мультфильме «Акулья история» показывают смерть акулы и церемонию похорон: погребение, отпевание, выражение соболезнований. Или в «Планете сокровищ» происходит страшное убийство в открытом космосе. А в «Шреке3» смерть короля-жабы показана долго и весьма детально. В «Мадагаскаре» пингвины захватывают теплоход и берут в заложники капитана, звонко ударяя его по лицу. Там же бабушка остервенело бьет льва. Король в «Шреке2» нанимает киллера для убийства избранника своей дочери. А чего стоит сцена в кабаке с пьяными героями сказок и трансвеститом («Шрек3»)! В «Алеше Поповиче и Тугарином Змее» весь сюжет закручен на карточном долге, в азартные игры на деньги играют практически все, начиная от бабы Яги и заканчивая правителем – Князем. Домашние питомцы из «Сезона охоты-2» устраивают своеобразные собачьи пытки. Все эти сюжетные линии никак не вписываются в рамки жанра детского мультфильма.


Тот же Шрек – разве его можно назвать симпатичным? А страшные монстры и киборги из «Планеты сокровищ», а «мутированные в дебрях канализации» страшные зеленые Нинзя? Мультфильм «Черепашки-нинзя» можно отнести к жанру «мультфильм ужасов», для этого есть классический набор наведения ужаса (ночь как основное время действия, битвы трехтысячелетней давности, проклятия, бессмертие, живые статуи с красными глазами, монстры, выходы в иные миры, бесконечные битвы, погони, драки, ограбления, убийства, прыжки с высотных домов и др.).

Современные мультфильмы содержат низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка.

Примеры грубой лексики присутствуют во многих мультфильмах: «сопляк», «тупой», «этот куст похож на толстую бабу», «не тыкай в меня своей грязной, зеленой сосиской!», «тренинг по целованию задниц», «дурак», («Шрек»), «закидать лектора какашками” («Мадагаскар») «валите отсюда!», «будь он проклят» («Тачки»), «ну что припухли, сборище трусливых вонючек?» («Сезон охоты2»). Жаргонная лексика также представлена во многих мультфильмах: «лузеры», «мне хана», «козырно», «прикольно», «шизовое местечко», («Мадагаскар»), «втюрился» («Тачки»), «офигительность» («Сезон охоты2»).

chemu-uchat-sovetskie-i-sovremennye-multfilmy-4


Но кроме этого в современных мультфильмах часто поднимающиеся недетские темы проявляются в таких выражениях: «будем рассказывать друг другу о любовных похождениях», «хочешь обладать ею?», «высокая упругая попка», «мы сексуальны!», «я ношу женские трусики», «любвеобильная ты машина, дай ей отдохнуть!» («Шреки»), «любовнички развлекаются» («Акулья история»), «брачный ритуал», «у вас интим?» («Сезон охоты2»). А в мультфильме «Делай ноги» мудрец пингвиньей колонии по имени Ловелас заявляет, что «вынужден удалиться на свое ложе для любовных утех». Порой встречаются откровенные ошибки: в «Алеше Поповиче» произносится слово «ихняя», а сам богатырь пишет с ошибками: «сабрать». Дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой, «прикольной». Именно эта лексика может лечь в основу культуры речи детей.

Воспитательный аспект мультипликации​

Через мультфильмы ребенок усваивает модели поведения, способы действий, алгоритмы достижения цели. К сожалению, в современных мультфильмах часто этот способ – агрессия.

По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультфильмы, наблюдается повышение жестокости и агрессивности. Просмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают главных героев, обладающих определенными характеристиками. Поэтому крайне важны для осмысления именно типажи главных героев, их основные и сущностные характеристики: Шрек («Шрек») – невоспитанный, грубый; осел («Шрек») и зебра («Мадагаскар») – назойливые, навязчивые, болтливые; лев Алекс («Мадагаскар») – самовлюбленный; Алеша Попович («Алеша Попович и Тугарин Змей») – трусливый, глуповатый; Забава («Алеша Попович и Тугарин Змей») – эгоистичная, истеричная, не уважающая старших.

chemu-uchat-sovetskie-i-sovremennye-multfilmy-5


Эти герои становятся «друзьями» детей (и в виде игрушек в том числе), именно они становятся ориентирами для подражания и образцами поведения. Один из любимых героев детей – Шрек неоднократно истерично заявляет: «Мне все равно, что обо мне подумают люди. Буду делать, что хочу!». Князь из «Ильи-Муромца» постоянно подчеркивает свой статус: «Я князь: что хочу, то и ворочу», а также ходит по столу, засыпает лицом в тарелке. А молодая девица Забава – капризная и ленивая, ездит на шее у собственной горбатой бабушки.

А ведь для детей главный герой мультфильма – безусловно положительный герой. Это значит, что ребенок воспринимает его целиком и полностью как «хорошего», ребенок еще не в силах определить всю сложность натуры героя, оценив, что герой делает «хорошо», а что – «плохо». Поэтому все, что делает любимый герой, ребенок воспринимает как должное.

Современные мультфильмы позиционируются как легкие, веселые юмористические. Но юмор, представленный в мультфильмах, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный и примитивный, он не вскрывает внутренний комизм ситуации.

Например, с юмором показаны ситуации с причинением боли: Шрек на горке получает удар ниже пояса («Шрек»); птичка лопнула от пения, чтобы принцесса смогла взять яйца из ее гнезда на завтрак («Шрек»); птичка отвлеклась и врезалась в стену («Шрек3»). Юмористически обыгрываются унизительные ситуации: поцелуй в пятую точку («Шрек»); князь, император и другие представители правительства постоянно наступают то в экскременты, то в ведро («Илья Муромец»); в «Мадагаскаре» зебра дарит жирафу ректальный термометр, который тот сначала берет в рот, потом с отвращением плюет. И все эти ситуации показаны с претензией на юмор.

chemu-uchat-sovetskie-i-sovremennye-multfilmy-6


Смешными представлены невоспитанность, неправильное, нарушающее все нормы поведение: рыгание, пукание (все «Шреки»); осел скидывает одеяло с обнаженного Шрека и восклицает: «О! Прикупил бы ты себе пижамку!» («Шрек2»); женские трусики, брошенные льву восторженными поклонниками («Мадагаскар»). Таким образом, дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью.

Таким образом, современные мультфильмы обладают сомнительным воспитательным потенциалом, или даже – антивоспитательным потенциалом, дезориентируя ребенка. Советские мультфильмы более просты и понятны детям, дошкольникам легче разобраться в них, что развивает мышление детей. Современные же мультфильмы – чересчур сложные, в них даже взрослому человеку порой трудно разобраться. Такие сложности не развивают мышление ребенка, а приводят к поверхностному бездумному восприятию.

В советских мультфильмах звучит правильная, красивая речь, которая передает гамму чувств, эмоций героя. В современных мультфильмах одинаковые голоса, низкий уровень речевой культуры, бедность речи. Советские мультфильмы способствуют речевому развитию, а современные – его отставанию.

chemu-uchat-sovetskie-i-sovremennye-multfilmy-3


Советские мультфильмы разнообразны, неповторимы, у каждого героя свой характер, эмоции, голос, в этих мультфильмах звучит авторская музыка. Современные же напоминают штамповку жанра: похожие сюжеты; похожие герои, которые говорят одинаковыми голосами, одинаково смеются, прыгают, падают; похожие звуки. В современных мультфильмах много агрессии и раздражения, причем часто они творятся положительными героями.

Дети через мультфильмы получают положительные эмоции, радуются, сопереживают, плачут. Дошкольники очень впечатлительны, и не всегда могут отличать «действительность от созданий воображения». Поэтому дети начинают доверять мультфильму, принимая его как часть реальности, воспринимать те
жизненные ценности и установки, которые в нем содержатся. Мультфильмы «играют важную роль в формировании представлений и мире».

Для детей искусство – это форма познания и освоения мира, это старший товарищ, который показывает, «что такое хорошо, а что такое плохо», какие последствия, наказания могут последовать за неправильными действиями, какие положительные результаты – за правильными действиями. Ребенок через мультфильмы учится, узнает много нового: новые явления, названия, слова, юмористические ситуации.

Дети социализируются, учась у героев мультфильмов, как себя вести. Дети изначально учатся, подражая. Поэтому, выделяя любимых мультипликационных героев, дети начинают подражать им, вести себя, как они, говорить их языком, применять знания, полученные в мультфильме.

Они начинают просить у родителей вещи с изображением любимых героев, посвящают им первые школьные сочинения. Несомненно, что для эффективного воспитания ребенку нужно предоставить хорошие образцы для подражания.

chemu-uchat-sovetskie-i-sovremennye-multfilmy-9


Мультфильмы понятны дошкольнику, поскольку они в доступной форме объясняют ребенку многие процессы, знакомят с миром, удовлетворяют познавательные и эмоциональные потребности. Мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно.
Цветовая гамма современных мультфильмов ярких, кислотных цветов, зачастую определённые животные и растения совершенно на себя не похожи, что искажает восприятие мира ребёнком.


Но поскольку зачастую современные педагоги и родители к мультфильмам относятся недостаточно серьезно, недооценивая их влияние на ребенка, то складывается ситуация, когда ребенок смотрит все подряд. А ведь мультфильм может способствовать формированию личности ребенка, а может и, наоборот, препятствовать. Если мультфильм содержит антивоспитательный потенциал или же не адекватен возрасту ребенка, то влияние мультфильма все равно будет, и оно может привести совсем не к намеченным результатам. Негативные влияния средств медиа-среды на детей, которые еще не умеют критически относиться к феноменам внешнего мира, могут быть опасны. Чтобы негативные влияния нейтрализовать или же вовсе не допустить, а положительные влияния усилить, необходимо ввести мультфильмы в фактор «целенаправленных воспитателей».

Для этого нужно оценить воспитательный потенциал мультфильмов и целенаправленно их использовать, введя мультфильмы как дополнительное средство формирования каких-либо качеств в программы детских учреждений, а также дать рекомендации родителям для домашнего обучения. А также выявить негативный потенциал, чтобы родители оградили ребенка от него или научились с ним работать, выявляя суть этого негативного. Если мультфильмы не перевести в разряд целенаправленных и контролируемых воспитателей, то они будут влиять на ребенка хаотично и негативно.

chemu-uchat-sovetskie-i-sovremennye-multfilmy-8


Мультфильмы содержат воспитательный потенциал, который способствует или препятствует познавательному, эстетическому, эмоционально-образному развитию дошкольников и младших школьников. Это касается всех мультфильмов.

Большинство советских мультфильмов содержат воспитательный потенциал, который можно целенаправленно использовать для обучения и воспитания, современные мультфильмы содержат чаще всего разрушающий антикультурный потенциал, не удовлетворяющий решению воспитательных задач особенно нравственного, трудового и эстетического воспитания.

По материалам диссертации А.Ф.Лалетиной
Вставлю тоже свои 5 копеек в обсуждение. По поводу того, что главные герои фильмов для детей - всегда положительные. Не знаю, не знаю. Мне например в детстве, почему то, почти всегда импонировали злодеи, больше чем положительные, и сейчас точно также происходит. В их злодейских речах зачастую я улавливаю больше логики и стремления к своей цели, хоть и через радикальные меры, чем у положительных героев.
 

Антуанетта

Воспитатель-онлайн
Команда форума
Регистрация
15 Янв 2022
Сообщения
35,102
Реакции
28,996
В их злодейских речах зачастую я улавливаю больше логики и стремления к своей цели, хоть и через радикальные меры, чем у положительных героев.
Например, Шапокляк. Какие цели у бабушки, говорящей о том, что "хорошими делами прославиться нельзя"? У бабушки, которая изрисовывает афиши, переворачивает мусорки и стреляет в прохожих из пугача?
 

Жанна Д’Арк

Воспитатель-онлайн
Команда форума
Регистрация
13 Авг 2022
Сообщения
11,995
Реакции
7,796
Семья
Одна
Бросил
00.00.0000

Нина М.

1-й месяц курса
Регистрация
20 Фев 2024
Сообщения
550
Реакции
311
Семья
Сын Святослав - nekruto
Ой...У детей такое часто бывает. Они выбирают злодеев.
 

Похожие темы

Сверху