Психологическое объяснение шизофрении объясняет возникновение и развитие шизофрении психологическими причинами, а не чисто биологическим объяснением. При этом рассматриваются мысли, эмоции и внешний опыт, а также то, как они повлияли на пациента и его отношения с окружающими (социальные взаимодействия, члены семьи, друзья по работе или учебе).

Возникает вопрос: как эти переживания могли повлиять на развитие шизофрении? Давайте разберёмся с этим поподробнее!

Шизофрения: Психологическое определение, простыми словами

Шизофренией страдают около 24 млн. человек в мире (Всемирная организация здравоохранения, 2022 год). Это психическое расстройство, характеризуется психозом, а также позитивными и негативными симптомами. Симптомы, как правило, включают паранойю, галлюцинации, аффективное уплощение и др.

Примеры симптомов, с которыми сталкиваются больные шизофренией, обычно относятся к позитивным или негативным симптомам.
Например, к позитивным симптомам относятся:
  • Галлюцинации (человек может слышать посторонние голоса или видеть несуществующих людей, возможно, травмирующие образы).
  • Заблуждения (человек может верить, что он - чрезвычайно важный политический деятель).
  • Паранойя (человек может считать, что кто-то следит за ним или подслушивает его разговоры, например полиция или члены семьи).
Примеры негативных симптомов включают:
  • Замедленные движения (человек может стать вялым, двигаться более медленно).
  • Речевая бедность (также известная как алогичность, она проявляется в снижении разговорной активности; разговоры замедляются или прекращаются вовсе).
  • Аволиция (отсутствие мотивации, пациенты с трудом могут побудить себя к взаимодействию с окружающим миром, включая семью и друзей).

Факторы, которые могут спровоцировать развитие шизофрении

Согласно психологическому объяснению шизофрении, семейная дисфункция, когнитивная дисфункция (дисфункциональная обработка мыслей) и социокультурные факторы могут спровоцировать развитие шизофрении. Семейная дисфункция связана с неблагоприятным поведением членов семьи и пациента. Когнитивные объяснения сосредоточены на нарушении когнитивных функций, а социокультурные объяснения - на социальном статусе.

Шизофрения: Семейная дисфункция

Психологические объяснения шизофрении подчеркивают, как семейные дисфункции влияют на развитие шизофрении. Итак, что же такое семейные дисфункции?

Семейная дисфункция описывает неблагоприятные формы поведения членов семьи и пациента. Как правило сюда включают: холодное, безэмоциональное взаимодействие членов семьи, отсутствие эмпатии, высокий уровень выраженных эмоций и чрезмерное контролирующее поведение.

Такие методы общения и поведения создают запутанные и неоднозначные ситуации, которые вредят отношениям между родителями и их ребенком (пациентом), что приводит к ненормальному поведению. Конфликты и неопределенность в семье обычно затрагивают всех, а не только пациента. Другие члены семьи испытывая стресс, создают напряжение в отношениях, а также чувство вины и общее беспокойство у пациента и остальных членов семьи.

Предположим, что это постоянная проблема в семье. В этом случае негативные проявления у ребенка (такие, как обида, плохое или неуравновешенное поведение) могут усилиться и перерасти в симптомы шизофрении. Существуют три известные теории, которые пытаются расширить представление о семейной дисфункции и психологических объяснениях шизофрении. Давайте рассмотрим каждую из них!

Шизофреногенная мать

Согласно теории Фромма-Райхмана (1948 год), “Шизофреногенная мать” описывает особый тип родителей. Как правило они:
  • Заботливые;
  • Очень критичны;
  • Контролирующие;
  • Холодные.
Такое поведение часто проявляется у родителей в виде отсутствия одобрения или любви по отношению к ребёнку, тем самым вызывая у него параноидальные мысли. В дальнейшем они развиваются, иногда переходя в позитивные симптомы.

Теория двойных связей

Теория двойных связей, разработанная Бейтсоном и др. (1956 г.) заключается в том, что ребенок (пациент) на протяжении всего детства получает противоречивые сообщения/сигналы от своих родителей. Считается, что если такая ситуация ярко выражена на протяжении всего детства, то она влияет на развитие шизофрении. Паранойя, как и в теории шизофреногенной матери, возникает из-за этих запутанных взаимодействий, влияющих на восприятие ребенком реальности. При отсутствии должного внимания они перерастают в полноценные шизофренические симптомы.

Выраженные эмоции

Выраженные эмоции — это когда в семье наблюдается высокий уровень:
  • Критика и осуждение;
  • Враждебность и неприязнь;
  • Эмоциональная чрезмерная вовлеченность родителей (включая чрезмерно самоотверженное поведение родителя).
Когда ребенку впервые ставится диагноз "шизофрения", его родитель может испытывать чувство огромной вины, что отражается на поведении родителя по отношению к ребенку.
Семьи с высоким уровнем выраженных эмоций значительно увеличивают частоту рецидивов при госпитализации больных шизофренией, то есть, болезнь снова повторяется после кажущегося полного выздоровления (Вон и Лефф,1976 год).

ШИЗОФРЕНИЯ: Когнетивные объяснения
Когнитивные объяснения шизофрении представляют собой изучение нарушений когнитивных функций пациента(дисфункциональная обработка мыслей), которые могут повилять на развитие шизофрении. Дисфункциональные мысли в конечном итоге могут привести к галлюцинациям, проблемам с памятью и другим тревожным симптомам.

Дисфункциональная обработка мыслей

Фрит (1979) предположил, что шизофрения обусловлена нарушениями в системе внимания, известная как теория дефицита внимания.

Как правило, речь идёт о не очень важной информации, например:
  • Случайные запахи, которые паниент ощущает в течение дня, например, запах кофе во время утренней прогулки или скошенной травы.
  • Кратковременные отвлечения внимания, возникающие в периферийном зрении.
  • Случайные мысли, идущие по касательной от основного внимания.
Эти фрагменты информации фильтруются и, как правило, отбрасываются как ненужные. Предполагается, что у пациентов с шизофренией в этой системе фильтрации происходит сбой, приводящий к сенсорной перегрузке. Этим объясняются положительные симптомы, такие как слышание различных голосов, которые впоследствии связываются с мыслями и речью пациента.

Предполагается также, что в этом случае нарушается связь между памятью и восприятием, то есть они работают не так, как должны. Кроме того, может наблюдаться недостаток структурных элементов сознания, то естьпациенты становятся перегруженными, поскольку не могут опираться на прошлый опыт, чтобы адаптироваться к новому.

Существуют также проблемы, связанные с нарушениями внимания у больных шизофренией:
  • Из-за отсутствия самоконтроля пациенты уделяют большое внимание угрожающим стимулам. Это когнитивные предубеждения.
  • Они обвиняют в неадекватных мыслях и галлюцинациях внешние, а не внутренние источники, тем самым воспринимая свои мысли за чужие.
  • У них наблюдается когнитивный дефицит, поскольку они не могут полноценно обрабатывать различные виды информации (обычно слуховую и зрительную). Это приводит к проблемам с выражением эмоций, а также к проблемам понимания социальных ситуаций и речи других людей.

Фрит (1992 год) разделил дисфункциональную обработку мыслей на две категории:
  • Метарепрезентация
  • Центральный контроль

Метарепрезентация

Метарепрезентация показывает, как идеи развиваются и естественным образом перетекают из одной мысли в другую. Это способность пациента размышлять о личных мыслях и опыте и о том, как все они в совокупности влияют на его поведение. Как правило, у здоровых пациентов между мыслями существует поток, который они могут относительно легко отследить. Внешние воздействия, такие как речь, не должны влиять на восприятие реальности здорового человека.

Однако речь, услышанная из внешнего мира, влияет на понимание больным шизофренией своих внутренних мыслей. Речь может прерывать мыслительные процессы, и, по мнению Фрита (1992 год), больным шизофренией трудно по-настоящему отличить внешнюю речь от внутренних мыслей. Нарушения в этом процессе приводят к мании контроля. Это создает проблемы с самосознанием. Когда у пациента появляются позитивные симптомы, например, он слышит голоса, ему трудно отличить свои мысли от внешней речи.

Центральный контроль

Проблемы центрального контроля проявляются в том, что человек старается игнорировать и отменять автоматические мысли и реакции при попытке совершить целенаправленное действие.

К примеру: центральный контроль может влиять на речь, например, больные шизофренией не могут контролировать ассоциации между одной мысли и другой, что приводит к дезорганизации мыслей. Из-за этого его предложения часто путаются, а темы часто меняются.

Шизофрения: Социокультурные объяснения

Согласно социокультурному объяснению, у людей с низким социальным статусом вероятность возникновения проблем с шизофренией может быть выше, чем у других. Повышенные шансы могут быть обусловлены:
  • Повышенный уровень стресса;
  • Плохие условия жизни;
  • Бедность;
  • Социальный статус.
Каждый из вышеперечисленных факторов может сам по себе повышать уровень стресса, и, как показывают исследования, некоторые больные шизофренией указывали на стрессовые события в жизни, которые стали причиной возникновения шизофрении.

Психологическое лечение шизофрении​

При шизофрении может применяться психологическое лечение. Как правило, психологическое лечение включает в себя когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), семейную терапию и систему жетонной экономики.
  • КПТ направлена на устранение дисфункциональных мыслительных процессов с использованием модели ABC Эллиса, побуждая больных шизофренией к проведению тестов на реальность.
  • Семейная терапия вовлекает семью и пациента в процесс поиска решений касательно бытовых вопросов, которые помогут вылечить шизофрению.
  • Система жетонной экономики побуждает пациентов выполнять положительные действия взамен нажетоны, которые впоследствии можно будет обменять на вознаграждение

Основные выводы

Психологические объяснения приписывают происхождение и развитие шизофрении психологическим причинам, а не сосредотачиваются на чисто биологическом объяснении. При этом рассматриваются мысли, эмоции, внешний опыт и то, как они повлияли на пациента и его взаимоотношения с окружающими людьми.

Как правило, при данном подходе рассматриваются три основные теории: семейные дисфункции, когнитивные объяснения и социокультурные объяснения.

Семейные дисфункции связаны с отношениями в семье и тем, как они влияют на развитие шизофрении, при этом основное внимание уделяется шизофреногенной матери, теории "двойных связей" и высокому уровню выраженных эмоций.

Когнитивные объяснения заключаются в том, что нарушение когнитивных функций (дисфункциональная обработка мыслей) может объяснить развитие шизофрении.

Социокультурные объяснения предполагают, что низкий социальный статус может способствовать развитию шизофрении, и подчеркивают, что стрессовые события, связанные с низким социальным статусом, являются причиной развития шизофрении.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЯСНЕНИЯХ ШИЗОФРЕНИИ

Психологические объяснения связывают возникновение и развитие шизофрении с психологическими причинами (такими как мысли, поведение, эмоции, отношения с членами семьи и окружающей средой), а не с биологическими.

Согласно психологическому объяснению шизофрении, семейное неблагополучие, когнитивная дисфункция (дисфункциональная обработка мыслей) и социокультурные факторы могут спровоцировать развитие шизофрении.

какой тип заблуждений наиболее распространён в шизофрении?
В зависимости от конкретного пациента эти факторы могут сильно различаться. Как правило, при шизофрении часто встречается мания преследования, а также заблуждения касательные референции(убежденность в том, что не связанные между собой события в мире имеют особое личное значение).

Когнитивный подход к шизофрении объясняет возникновение расстройства дисфункциональными мыслительными процессами. В качестве примера можно привести неисправную систему внимания.

Когнитивные нарушения и симптомы шизофрении связаны между собой тем, что дисфункциональная обработка мыслей (когнитивные нарушения) может приводить к появлению симптомов шизофрении. Например, дисфункциональная обработка мыслей может проявляться в виде различных заблуждений, проблем с памятью и нарушениями речи.
  • Like
Реакции: Амара